Рафаэль Лемкин - автор термина «геноцид»



Как правило, когда я попадаю в какое-нибудь место, я фотографирую все подряд- авось пригодится. А уж потом начинаю разбираться, что и зачем. Это, конечно, неправильно… Но вот так уж получается. Так и случилось с украинским домом - Ukrainian Institute of America, про который я писала несколько недель назад. Особняк,  в котором расположен этот институт,  находится совсем рядом с Метрополитен -музеем. 





Там, в одной из комнат этого особняка,   висела мемориальная доска. Я ее сфотографировала. А потом уж, дома, разобралась, что на ней написано, заинтересовалась и начала копать.

А доска эта была повешена в память в память о Рафаэле Лемкине - авторе термина «геноцид». Я про него вообще ничего не знала!



Лемкин родился в еврейской семье на территории Российской империи. Его отец был фермером, а мать увлекалась философией и языками. К 19 годам Лемкин решил, что хочет стать юристом. Вот что он тогда писал:

«Как так получилось, что на протяжении тысячелетий массовое убийство никогда не считалось преступлением? Целые народы преднамеренно истреблялись, преднамеренно и в массовом порядке, а закона, по которому можно было бы судить за такие действия – не было и нет. И как мир борется с этими чудовищными преступлениями? Где, я спрашиваю, совесть человечества? Где совесть?»

Рафаэль Лемкин закончил Львовский университет и в 1933 году поехал на международную конференцию по унификации международного права в Мадриде. Там он предложил разработать международную конвенцию против геноцида.

«Известно ли Вам, что во времена Чингиз-хана монголы убили более десяти миллионов человек? Люди были настолько напуганы, что, когда Чингиз-хан приказывал мужчинам, женщинам и детям лечь на землю, они лежали, не двигаясь, неделями. Известно ли вам, что в царской России во времена погромов казаки вспарывали евреям животы и набивали туда пух из перин и подушек, которые еврейские девушки получали в приданое, выходя замуж?»

Предложение Лемкина отклонили, а сам он потерял работу. В 1941 году Лемгин эмигрировал в США. «Я бежал от нацистов… Они не очень меня жаловали, мягко говоря. Теперь я живу в Америке, я советник по международным вопросам в военном ведомстве США. Мои родители были убиты в концлагере Освенцим. Они были истреблены. Теперь у меня есть название для подобных преступлений. Не кажется ли вам странным, что совершая массовые убийств на протяжении десятков тысяч лет, человечество не придумало названия своим действиям? Я придумал – это «геноцид». «Генос» означает на греческом «народ», «раса», «племя». «Геноцидом» я назвал истребление людей».

Хотя ему удалось спасти свою жизнь, Лемкин во время холокоста потерял 49 своих родственников. . Единственными членами семьи Лемкина в Европе, пережившими Холокост, были его брат с женой, которым позже Лемкин помог эмигрировать в Монреаль.

В 1944 году Лемкин издал в США книгу Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposals for Redress, в которой впервые ввёл в юриспруденцию термин «геноцид».



С 1948 года Лемкин читал лекции по уголовному праву в Йельском университете. В 1955 году он стал профессором права в Юридической школе Rutgers School of Law в Ньюарке. Лемкин также продолжал свою кампанию за международные законы, определяющие и запрещающие геноцид, которую он отстаивал со времен Мадридской конференции 1933 года. Он предложил аналогичный запрет на преступления против человечности во время Парижской мирной конференции 1945 года, но его предложение было отклонено.

Лемкин также назвал украинский Голодомор геноцидом в своей статье 1953 года «Советский геноцид в Украине», которую он представил в своей речи в Нью-Йорке. Лемкин заявил, что Голодомор был третьим звеном советской русификации Украины.



За свою идею Лемкин боролся один,  без какой либо государственной или общественной поддержки, финансовую поддержку тоже он никогда не получал. После принятия Конвенции его кандидатура несколько раз (в 1950, 1951, 1952, 1955 гг.) была выдвинута на Нобелевскую премию мира, однако, каждый раз оказывалось, что кто-то другой «больше» сделал для мира, для торжества справедливости и добра.

Последние годы жизни Лемкин жил в нью-йоркской квартире.В 1959 году в возрасте 59 лет он умер от сердечного приступа и был похоронен во Флашинге, Квинс, на кладбище Маунт-Хеврон.




1 комментарий: