Моррис Хиршфилд. Выставка в музее American Folk Art Museum

 


Что у нас в Нью-Йорке много музеев, никто не сомневается. Есть всемирно известные музеи, есть менее известные. В некоторых я бываю по нескольку  раз в год, в некоторых вообще еще ни разу не была.  Есть в Нью-Йорке один совсем небольшой и  совсем не знаменитый музей, в который я заходила несколько раз и, не обнаружив там ничего интересного, уходила.  А в последний раз, пару недель назад зашла и....



Музей этот называется American Folk Art Museum и находится он в самом что ни на есть центральном месте, в пяти минутах ходьбы от Линкольн Центра.  Назывался этот музей раньше Museum of Early American Folk Arts, а потом  его переименовали.  Для меня его название   не очень соответствует его целям.  Действительно - что такое у нас американское народное искусство?    Если все, кроме индейцев, приехали из разных стран  и привезли с собой  и свои орнаменты, и свои сказки...  

После своего  переименования музей сменил свой подход к отбору произведений искусства. В 2001 году музей выбрал свое нынешнее название — Американский музей народного искусства. Признавая, что американское народное искусство может быть полностью понято только в международном контексте, слово «американский» теперь  используется как указание на местонахождение музея,   а не как ограничение на то искусство, которое он собирает, интерпретирует или представляет.



 И вот сейчас в этом музее проходит выставка потрясающего художника- самоучки Морриса Хиршфилда. Биография его мне очень- очень близка.  А его работы с моей точки зрения просто восхитительны! 



Моррис Хиршфилд родился в 1872 году в еврейской семье в Польше, на территории тогдашней Российской империи. Тогда его звали Мойше.  В 18 лет Хиршфилд переехал в Нью-Йорк. 



По примеру отца первое время он работал портным и сапожником, а затем создал небольшую фирму на пару с братом по производству женских пальто и тапочек. 




Даже во время Великой депрессии его компания EZ Walk Manufacturing Company приносила миллион долларов в год и позволяла Хиршфилду жить в просторном доме в Боро-Парке в Бруклине. Кстати, витрина  с тапочками,   воссозданными художницей Лиз Блад по патентам Хиршфилда, занимает целый угол экспозиции в музее.

До середины 60-х Хиршфилд    шил женские пальто, платья и обувь.  В  1935-м году Моррис  решил отойти от дел  Причиной стало ухудшающееся здоровье. Обнищавший и безработный Хиршфилд переселился в крошечную квартирку в Бенсонхерсте и, наконец, нашел время для рисования.

 Свои первые две работы Хиршфилд  нарисовал поверх картин, которые его жена купила для  украшения  дома. Работы Морриса заметил галерист Сидни Дженис, легенда нью-йоркской арт-сцены, который открыл в числе прочего Джексона Поллока и Марка Ротко – двух, возможно, самых значительных американских художников ХХ века.   

В 1939 году, всего через 4 года после того, как Хиршфилд вышел на пенсию, две его картины были выставлены в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА),  на выставке Contemporary Unknown American Painters. Одной из этих работ  была Ангорская кошка. 



  В 1942  там же состоялась его первая персональная выставка из 30 картин. Хиршфилд  рисовал женщин  – большей частью обнаженных,  дома, тигров, кошек  и лошадей.  На его работах нет и следов  применения  законов перспективы, там нет теней . Эти техники из арсенала  образованного художника он заменял яркостью цветов и двухмерным изображением. 



Называя Хиршфилда примитивным, критики прямо ссылались на его этническую принадлежность и религиозную практику. В Америке 1930-х и 1940-х годов еврейские иммигранты, особенно из Восточной Европы, все еще считались Иными. В статье Newsweek о его выставке в Музее современного искусства он охарактеризован как живущий «в дебрях Бруклина» — далекой стране, населенной, конечно же, в основном евреями. И действительно, Хиршфид был религиозным евреем, он соблюдал кошер, и не работал ни в шабат, ни в еврейские праздники.  Хотя многие женщины на его картинах  обнажены -( на них нет ничего, кроме их обуви)    художник никогда не работал с живыми моделями.  Вместо этого использовал   те  же манекены,  на которых когда-то мерял   одежду.



Художника упрекали, что у всех женщин на его картинах по две левые ноги – это правда, у Морриса никак не получалось изобразить правую. Одна из нью-йоркских газет даже вышла с заголовком «Мастер двух левых ног».  За Хиршфилда вступился основоположник сюрреализма Андре Бретон, который объявил художника «своим» и не жалел комплиментов в адрес его таланта.  В 1942-м Бретон включил картины Хиршфилда в состав первой американской экспозиции сюрреалистов. Тогда же в любви к его работам признался Пит Мондриан, гений абстракционизма. После этого критика умолкла.





Морис Хиршфилд скончался в 1946 году в возрасте 74 лет. За свою карьеру, которая длилась меньше десяти лет, он написал 77 картин – примерно две трети из них находятся в частных коллекциях.

 Выставка   открыта до 29 января. И музей этот - бесплатный!!!

Открыт он со  вторника по воскресенье с 11-30 утра  до  6 вечера.

2 Lincoln Square

Columbus Avenue at West 66th Street

American Folk Art Museum - New York City



Комментариев нет:

Отправить комментарий