Что у нас в Нью-Йорке много музеев, никто не сомневается. Есть всемирно известные музеи, есть менее известные. В некоторых я бываю по нескольку раз в год, в некоторых вообще еще ни разу не была. Есть в Нью-Йорке один совсем небольшой и совсем не знаменитый музей, в который я заходила несколько раз и, не обнаружив там ничего интересного, уходила. А в последний раз, пару недель назад зашла и....
Музей этот называется American Folk Art Museum и находится он в самом что ни на есть центральном месте, в пяти минутах ходьбы от Линкольн Центра. Назывался этот музей раньше Museum of Early American Folk Arts, а потом его переименовали. Для меня его название не очень соответствует его целям. Действительно - что такое у нас американское народное искусство? Если все, кроме индейцев, приехали из разных стран и привезли с собой и свои орнаменты, и свои сказки...
После своего переименования музей сменил свой подход к отбору произведений искусства. В 2001 году музей выбрал свое нынешнее название — Американский музей народного искусства. Признавая, что американское народное искусство может быть полностью понято только в международном контексте, слово «американский» теперь используется как указание на местонахождение музея, а не как ограничение на то искусство, которое он собирает, интерпретирует или представляет.
И вот сейчас в этом музее проходит выставка потрясающего художника- самоучки Морриса Хиршфилда. Биография его мне очень- очень близка. А его работы с моей точки зрения просто восхитительны!
Моррис Хиршфилд родился в 1872 году в еврейской семье в Польше, на территории тогдашней Российской империи. Тогда его звали Мойше. В 18 лет Хиршфилд переехал в Нью-Йорк.
По примеру отца первое время он работал портным и сапожником, а затем создал небольшую фирму на пару с братом по производству женских пальто и тапочек.
Даже во время Великой депрессии его компания EZ Walk Manufacturing Company приносила миллион долларов в год и позволяла Хиршфилду жить в просторном доме в Боро-Парке в Бруклине. Кстати, витрина с тапочками, воссозданными художницей Лиз Блад по патентам Хиршфилда, занимает целый угол экспозиции в музее.
До середины 60-х Хиршфилд шил женские пальто, платья и обувь. В 1935-м году Моррис решил отойти от дел Причиной стало ухудшающееся здоровье. Обнищавший и безработный Хиршфилд переселился в крошечную квартирку в Бенсонхерсте и, наконец, нашел время для рисования.
Свои первые две работы Хиршфилд нарисовал поверх картин, которые его жена купила для украшения дома. Работы Морриса заметил галерист Сидни Дженис, легенда нью-йоркской арт-сцены, который открыл в числе прочего Джексона Поллока и Марка Ротко – двух, возможно, самых значительных американских художников ХХ века.
В 1939 году, всего через 4 года после того, как Хиршфилд вышел на пенсию, две его картины были выставлены в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА), на выставке Contemporary Unknown American Painters. Одной из этих работ была Ангорская кошка.
В 1942 там же состоялась его первая персональная выставка из 30 картин. Хиршфилд рисовал женщин – большей частью обнаженных, дома, тигров, кошек и лошадей. На его работах нет и следов применения законов перспективы, там нет теней . Эти техники из арсенала образованного художника он заменял яркостью цветов и двухмерным изображением.
Называя Хиршфилда примитивным, критики прямо ссылались на его этническую принадлежность и религиозную практику. В Америке 1930-х и 1940-х годов еврейские иммигранты, особенно из Восточной Европы, все еще считались Иными. В статье Newsweek о его выставке в Музее современного искусства он охарактеризован как живущий «в дебрях Бруклина» — далекой стране, населенной, конечно же, в основном евреями. И действительно, Хиршфид был религиозным евреем, он соблюдал кошер, и не работал ни в шабат, ни в еврейские праздники. Хотя многие женщины на его картинах обнажены -( на них нет ничего, кроме их обуви) художник никогда не работал с живыми моделями. Вместо этого использовал те же манекены, на которых когда-то мерял одежду.
Художника упрекали, что у всех женщин на его картинах по две левые ноги – это правда, у Морриса никак не получалось изобразить правую. Одна из нью-йоркских газет даже вышла с заголовком «Мастер двух левых ног». За Хиршфилда вступился основоположник сюрреализма Андре Бретон, который объявил художника «своим» и не жалел комплиментов в адрес его таланта. В 1942-м Бретон включил картины Хиршфилда в состав первой американской экспозиции сюрреалистов. Тогда же в любви к его работам признался Пит Мондриан, гений абстракционизма. После этого критика умолкла.
Морис Хиршфилд скончался в 1946 году в возрасте 74 лет. За свою карьеру, которая длилась меньше десяти лет, он написал 77 картин – примерно две трети из них находятся в частных коллекциях.
Выставка открыта до 29 января. И музей этот - бесплатный!!!
Открыт он со вторника по воскресенье с 11-30 утра до 6 вечера.
2 Lincoln Square
Columbus Avenue at West 66th Street
American Folk Art Museum - New York City
Комментариев нет:
Отправить комментарий