«Кубизм и традиция оптического обмана» - выставка в Метрополитен музее

       


Январь - месяц музеев... На улице гадко, все праздничные огни уже  потушены.  Самое время посетить  выставки, особенно те,  которые закрываются достаточно скоро.   22января закрывается выставка в Метрополитене под названием Cubism and the Trompe l’Oeil Tradition.  Что такое кубизм  в живописи, я более или менее себе представляла, а вот  что такое  Trompe l’Oeil для меня было неизвестным. Так что эта выставка, на которой я побывала еще за месяц до  нового года, была не только интересной, но еще и  весьма познавательной. Оказывается, что Trompe l'oeil (по-французски «обманывает глаз»)   это просто оптическая иллюзия, такая обманка для глаза, которая заставляет человека видеть не то, что есть на самом деле. Например, на плоской поверхности нарисовано что-то, которое выглядит ну совершенно как объемный предмет.   

  


Выставка  начинается с текста исторического анекдота, помещенного на стену в первом зале экспозиции. Он известен в изложении древнеримского писателя Плиния Старшего. Два выдающихся художника Древней Греции Паррасий и Зевксис поспорили, кто лучше напишет картину. Зевксис нарисовал виноградную гроздь, и так похоже, что птицы слетелись и стали клевать изображение. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».

Человек воспринимает бОльшую часть информации (87%) об окружающем мире благодаря зрению.  Изображение, поступающие на сетчатку глаза, перевёрнуто, потом  оно поступает в мозг, и уже он, мозг, строит новое пространство, которое мы и “видим”.  Плюс к этому в мозгу совмещаются два изображения - из левого глаза и правого.  Именно эти особенности человеческого зрения позволяют на плоскости изобразить то, что нам кажется объемным. 

В античной живописи объёмные формы изображали, как правило, вне связи с окружающим пространством. Принято считать, что геометрическую систему центральной проекции изображения на картинную плоскость впервые разработал архитектор эпохи итальянского Возрождения,  флорентиец Филиппо Брунеллески. 

Изображение куба на плоскости подчинено закону линейной   перспективы. Причем бывают два вида перспективы - прямая и обратная. 



Кубизм- это стиль, получивший с конца 1900-х и на протяжении 1910-х годов. Считается, что  кубизм   был создан- придуман - Пабло Пикассо и Жоржем Браком. Художники - кубисты отказались от линейной перспективы и пытались максимально точно имитировать трехмерную реальность.  

Изображение куба на плоскости подчинено закону линейной   перспективы. Причем бывают два вида перспективы - прямая и обратная. 

Если на плоскости рисовать куб, то, как правило, он изображается так,  как видится из  одной точки.  А художники - кубисты  изображают  предмет так как он видится   из множества точек,  совмещая это на одной картине. И в результате этого часто вообще сложно понять, что на картине изображено. 

Интересно, что само название стиля кубизм произошло о работы, на которой кубики изображены вполне в реалистической манере, просто дело в том, что на ней в  все объекты изображены в виде кубиков.    О картине французского  художника     Жоржа Брака  "Дома в Эстаке" . Один из критиков сказал, что на  этой картине все состоит из кубов. 



Большинство картинна выставке в музее Метрополитен представлено парами - одна из картин- создана в жанре кубизма, а другая- почти те же самые объекты-  в жанре реализма..



 Кураторы  выставки Эмили Браун и Элизабет Коулинг использовали подобные сопоставления, чтобы подчеркнуть, что первые кубисты, стремясь порвать с "натуроподобием" старых традиционных мастеров,  сами с удовольствием пользовались   техникой trompe-l’oeil. 



 Именно  вот эта парность делает выставку в Метрополитен - музее такой особенной и интересной.  Да еще и познавательной тоже!!! Если читать, что в табличках на стенах написано. 

 Директор музея Метрополитен Макс Холляйн, открывая   выставку, сказал  что экспозиция, возможно  изменит устоявшееся представление о кубизме и его эстетических принципах и корнях.  

Экспонаты на выставку одолжили полтора десятка музеев из Европы и США; особую благодарность устроители выразили парижским   Музею Пикассо и Центру Помпиду.

Если  вы хотите заранее прочитать про выставку,  то вот ссылка https://www.metmuseum.org/exhibitions/listings/2022/cubism-trompe-loeil/visiting-guide

 Я по глупости этого не сделала... Напоминаю, что выставка эта работает до 22 января. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий