Выставка работ Сони Делоне в Bard Graduate Center

 


Живу в Нью-Йорке уже более четверти века (  даже страшно подумать, как много), и все равно  открываю для себя новые места. Этой весной для меня таким местом стал  Bard Graduate Center, куда я отправилась на выставку работ художницы Сони Делоне.   



Расположен этот выставочный зал очень удачно -  в двух шагах от  Центрального парка, с его западной стороны, совсем рядом с остановкой метро. И мне даже непонятно, почему я там раньше не была…  Там такие интересные раньше были выставки…  Впрочем, та выставка, про которую  я сейчас рассказываю , тоже очень хороша! 

 Соня, которую   на самом деле звали Сарра Штерн, родилась в полтавской губернии. Или в Одессе - источники расходятся в указании места  ее рождения.  Но это и не суть важно.



 Когда Саре было пять лет, ее папа умер, и девочку отдали   на  воспитание в семью  ее дяди — преуспевающего санкт-петербургского адвоката.    В новой семье Сарру стали называть Соней.  Начальное образование  Соня получила в петербуржской гимназии, где обратили внимание на ее художественные способности.   Существует  легенда, что дальнейший путь Сони определила попавшая ей в руки книга   об импрессионистах  Юлиуса Мейера-Грефе.



    Соня была  потрясена: «Кому теперь нужна старая живопись?! Я хочу поехать туда, где рождается новое искусство, где работают Мане, Моне, Ренуар, Ван Гог, Гоген».



 Неизвестно точно, так ли это,  но Саня поехала в Париж, и там в одном из салонов  соня познакомилась с художником  Робером Делоне.  И вместе со своим мужем Соня создала новое направление в  абстрактной живописи  под названием симультанизм. Происхождение  этого термина идет от латинского  simul – вместе, одновременно . Я и не знала, что у английского слова simultaneously – латинский корень…

Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году. Гийом Аполлинер определил этот стиль как  “орфизм”, проводя аналогии между картинами четы Делоне и завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.






Орфизм родственен кубизму формой и абстракцией, но существенно отличается богатством палитры. Для Орфиста цвет – главное!      Апполинера и семью Делоне связывали тесные   отношения.  Аполлинер написал идеографическое стихотворение «Окна» для каталога берлинской выставки картин   Робера  и Сони Делоне.   

Интересно   отметить, что     Аполлинер был первым искусствоведом, употребившим термин «сюрреализм» при описании экспериментального балета французского художника Жана Кокто с Сержем Дягилевым.





В 1913 г. Соня Делоне пришла на пышную вечеринку в платье собственного дизайна и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как "платье-поэма" — на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами. Художница работает над декорированием интерьеров и театральными постановками.






Соня и Робер Делоне жили в Испании и Португалии, где познакомились с Сергеем Дягилевым и его окружением — Стравинским, Нижинским…. В 1918 году супруги Делоне работали над оформлением балета «Клеопатра» в постановке Михаила Фокина: Соня создавала костюмы, а Робер — декорации. И позже, вернувшись в Париж в 1920-м, художница продолжила оформлять театральные постановки и книги.

При поддержке Дягелева Соня открывает бутик Casa Soniа, где предлагает симультанные предметы интерьера и аксессуары. 

В 1924 году небольшая мастерская Сони Делоне превратилась в ателье мод Atelier simultanée, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров  и т.д. Продукция ателье продавалась не только во Франции, но и в США, Голландии и других странах. За десять лет работы было создано огромное количество самых разнообразных орнаментов, счет идёт на тысячи. Ткани в мастерской Делоне печатались старым способом ручной набойки, что придавало им характер вещи, сделанной ремесленно, индивидуально. Ателье просуществовало до 1933 года и принесло художнице всемирную известность.

Работы Сони Делане  удивительно разнообразны.  Соня проектировала модели одежды и придумывала рисунки для тканей,  создавала макеты  игральных  карт, придумывала оформление автомобилей, театральные костюмы и книжные иллюстрации и даже ткала ковры.









Выставка «Живое искусство» включает почти 200 объектов, полученных от крупных международных кредиторов, отражающих  творчество  Сони Делоне на протяжении всех периодов ее карьеры, от раннего парижского авангарда 1910-х годов до  1970-х годов.

Выставка открыта  до 7 июля  по адресу 18 West 86th Street

https://www.bgc.bard.edu/exhibitions/exhibitions/136/sonia-delaunay

P.S. Пока я этот пост писала, я поняла, что хочу на эту выставку еще раз пойти, чтобы более внимательно все  рассмотреть...


1 комментарий:

  1. Спасибо, очень интересно все описали и показали, я тоже хочу посмотреть Большое спасибо

    ОтветитьУдалить