Живу в Нью-Йорке уже более четверти века ( даже страшно подумать, как много), и все равно открываю для себя новые места. Этой весной для меня таким местом стал Bard Graduate Center, куда я отправилась на выставку работ художницы Сони Делоне.
Расположен этот выставочный зал очень удачно - в двух шагах от Центрального парка, с его западной стороны, совсем рядом с остановкой метро. И мне даже непонятно, почему я там раньше не была… Там такие интересные раньше были выставки… Впрочем, та выставка, про которую я сейчас рассказываю , тоже очень хороша!
Соня, которую на самом деле звали Сарра Штерн, родилась в полтавской губернии. Или в Одессе - источники расходятся в указании места ее рождения. Но это и не суть важно.
Когда Саре было пять лет, ее папа умер, и девочку отдали на воспитание в семью ее дяди — преуспевающего санкт-петербургского адвоката. В новой семье Сарру стали называть Соней. Начальное образование Соня получила в петербуржской гимназии, где обратили внимание на ее художественные способности. Существует легенда, что дальнейший путь Сони определила попавшая ей в руки книга об импрессионистах Юлиуса Мейера-Грефе.
Соня была потрясена: «Кому теперь нужна старая живопись?! Я хочу поехать туда, где рождается новое искусство, где работают Мане, Моне, Ренуар, Ван Гог, Гоген».
Неизвестно точно, так ли это, но Саня поехала в Париж, и там в одном из салонов соня познакомилась с художником Робером Делоне. И вместе со своим мужем Соня создала новое направление в абстрактной живописи под названием симультанизм. Происхождение этого термина идет от латинского simul – вместе, одновременно . Я и не знала, что у английского слова simultaneously – латинский корень…
Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году. Гийом Аполлинер определил этот стиль как “орфизм”, проводя аналогии между картинами четы Делоне и завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.
Орфизм родственен кубизму формой и абстракцией, но существенно отличается богатством палитры. Для Орфиста цвет – главное! Апполинера и семью Делоне связывали тесные отношения. Аполлинер написал идеографическое стихотворение «Окна» для каталога берлинской выставки картин Робера и Сони Делоне.
Интересно отметить, что Аполлинер был первым искусствоведом, употребившим термин «сюрреализм» при описании экспериментального балета французского художника Жана Кокто с Сержем Дягилевым.
В 1913 г. Соня Делоне пришла на пышную вечеринку в платье собственного дизайна и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как "платье-поэма" — на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами. Художница работает над декорированием интерьеров и театральными постановками.
Соня и Робер Делоне жили в Испании и Португалии, где познакомились с Сергеем Дягилевым и его окружением — Стравинским, Нижинским…. В 1918 году супруги Делоне работали над оформлением балета «Клеопатра» в постановке Михаила Фокина: Соня создавала костюмы, а Робер — декорации. И позже, вернувшись в Париж в 1920-м, художница продолжила оформлять театральные постановки и книги.
При поддержке Дягелева Соня открывает бутик Casa Soniа, где предлагает симультанные предметы интерьера и аксессуары.
В 1924 году небольшая мастерская Сони Делоне превратилась в ателье мод Atelier simultanée, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров и т.д. Продукция ателье продавалась не только во Франции, но и в США, Голландии и других странах. За десять лет работы было создано огромное количество самых разнообразных орнаментов, счет идёт на тысячи. Ткани в мастерской Делоне печатались старым способом ручной набойки, что придавало им характер вещи, сделанной ремесленно, индивидуально. Ателье просуществовало до 1933 года и принесло художнице всемирную известность.
Работы Сони Делане удивительно разнообразны. Соня проектировала модели одежды и придумывала рисунки для тканей, создавала макеты игральных карт, придумывала оформление автомобилей, театральные костюмы и книжные иллюстрации и даже ткала ковры.
Выставка «Живое искусство» включает почти 200 объектов, полученных от крупных международных кредиторов, отражающих творчество Сони Делоне на протяжении всех периодов ее карьеры, от раннего парижского авангарда 1910-х годов до 1970-х годов.
Выставка открыта до 7 июля по адресу 18 West 86th Street
https://www.bgc.bard.edu/exhibitions/exhibitions/136/sonia-delaunay
P.S. Пока я этот пост писала, я поняла, что хочу на эту выставку еще раз пойти, чтобы более внимательно все рассмотреть...
Спасибо, очень интересно все описали и показали, я тоже хочу посмотреть Большое спасибо
ОтветитьУдалить