Всем давно известно, что Нью-Йоркское метро - одно из самых плохих метро в мире- оно и грязное, оно и медленное, оно и ненадежное... Кто бы спорил. Но тем не менее в Нью-йоркском метро можно найти много всяческих интересных сюрпризов- если, конечно, поискать как следует. На станции 14 street - 8 ave линий A, C, E, и L по всем платформам и переходам разбросаны многочисленные бронзовые фигурки - некоторые совсем малюсенькие, не больше ладони, другие посолиднее- и до колена могут достать.
Расположены они в самых неожиданных местах - под лестницей, на столбе на платформе, в уголке около стены. Их больше ста, и называется вся эта веселая компания «Подземная жизнь» - «Life Underground». Автор — американский скульптор Том Оттермесс (Tom Otterness). Эту экспозицию во время реконструкции станции скульптору за 200 000 долларов заказало Транспортное Агентство.
Более десяти лет потратил скульптор для того, чтобы к 2000 году сделать эти фигурки. Они все-все разные, и, хоть сделаны в одном и том же стиле, но отражают ньюйоркскую жизнь совершенно разных времен. Перед тем, как установить свои скульптуры в метро, Оттермесс у себя в студии установил полномерную копию лестницы с той станции, где эти фигурки предполагалось разместить. И все равно потом много раз все переделывал.
Для некоторых фигурок скульптур использовал рисунки знаменитого американского карикатуриста Томаса Наста. Наста, который жил и работал во второй половине девятнадцатого века, считают отцом американской карикатуры.
Главный герой его многочисленных карикатур, опубликованных в популярных газетах того времени, легендарный казнокрад и взяточник Вильям "Босс" Твид. Его имя в Нью-Йорке стало синонимом коррупции. Есть в Нью-Йорке здание суда, которое называют Твидов суд. Это здание, которое находится недалеко от City Hall Park, за спиной мэрии, вошло в историю как самое дорогое здание Нью-Йорка. Его стоимость была в два раза выше, чем Америка заплатила за Аляску в 1867 году.
Вот что я писала про это здание в своем блоге:
"Было установлено, что в общей сложности Уильям Твид своровал у жителей Нью-Йорка более 200 миллионов долларов, что, переведя на современные деньги с учетом инфляции, составляет совершенно астрономическую сумму в три с половиной миллиарда долларов! Словом, мистер Уильям Твид зарвался. Разоблачителем Твида стал карикатурист Томас Наст, публиковавший свои рисунки в еженедельнике Harpers Weekly." На станции метро есть небольшая фигурка , в точности соответствующая карикатуре Наста на Уильяма Твида.
В ноябре 2008 года корреспондент Голоса Америки Виктория Купчинецкая. в выпуске передачи «Поверх барьеров- американский час» рассказала много интересного про Оттенаса.
«Я выиграл национальный конкурс, и мои скульптуры утверждала комиссия нью-йоркских городских служащих. Этот процесс занял 10 лет. Я, кстати, хотел показать коррумпированность органов власти в Нью-Йорке, когда в городе начинали строить метро. Меня вдохновляли карикатуры Томаса Наста 80-х годов 19-го века. Ведь с тех пор мало что изменилось. Так вот при утверждении проекта особенно не понравилась одна скульптура. Это была крыса в форме полицейского, с дубинкой. Городская комиссия мне сказала: ни за что, это не пройдет. Тогда пришлось подарить скульптуру моему другу – он владелец бара «Макс Фиш» в Нижнем Манхэттене. Эта крыса-полицейский так и стоит там сейчас на барной стойке.” Есть еще одна интересная небольшая скульптурная группа, расположенная под лестницей перехода, которая связана со старой городской легендой. Изображен там крокодил, вылезающий из канализационного люка.
В 1959 году в Нью-Йорке вышла книга под названием «Мир под городом», в которой рассказывалось про историю развития коммуникационных и канализационный сетей под Манхэттеном. И там была глава под названием «Аллигаторы в канализации», в основу которой были положены беседы с начальником городского отдела, отвечающего за канализацию Нью-Йорка.

И вот этот начальник заявлял, что сам лично видел аллигаторов в трубах канализации. По его словам, он сначала не поверил многочисленным слухам и пошел убедиться сам. Начальник этот велел провести очистку канализационных труб, чтобы ликвидировать этих зверей. Так и неизвестно, были ли эти аллигаторы реально или нет… Зато совершено точно известно что в 2010 году небольшой, немногим меньше метра, крокодильчик был обнаружен в канализации недалеко от китайского ресторана в Квинсе.
Скульптуры Тома Оттернеса можно увидеть не только в метро. Есть отличный парк на берегу Гудзона совсем рядом с Пальмовым садом внутри бывшего Всемирного Финансового центра, который сейчас называется Brookfield Place . Парк этот называется Nelson A. Rockefeller Park.
Когда я гуляла по Гааге, то на ее морской набережной я к своему
удивлению обнаружила фигурки, сильно напомнившие мне нью-йоркские. Я прочитала подписи и поняла,что все они работы Тома Оттернеса. Самая большая была просто огромной , больше десяти метров в высоту, и называлась «Пожиратель селедки». А сейчас я хочу рассказать об одном совершенно позорном эпизоде из жизни Оттернеса, о котором не так часто упоминают, когда рассказывают о скульпторе и его работах.
Когда ему было 25 лет, Том взял из собачьего приют собаку, привязал ее к дереву и застрелил и все это заснял на пленку. Назвал он этот фильм «Shot Dog Film». Это было в 1977 году, и скульптора тогда никто еще не знал. Эта история потом забылась . Ее вытащил на всеобщее обозрение журналист Gary Indiana. Несмотря на извинения, которые принес Оттренес, он потерял много отличных контрактов. В сентябре 2014 года на этой же метро станции появились еще фигурки . Это были человек с пистолетом, нацеленным на собаку и еще один, снимающий это все на камеру. Сделал эти фигурки из пластика, покрашенного под бронзу, художник Эндрю Тайдер.
На сайте Тайлера сказано: «Когда мы анализируем свою роль в обществе, мы или гордимся своими действиями или стыдимся их, и презираем других, чтобы скрыть чувство своего стыда. Маленькая фигура, которая просто фотографирует сцену, вместо того, чтобы что-то с ней делать, напоминает мне, что я тоже являюсь частью этой системы и что иногда я участвую в таких ситуациях, которые мне не совсем удобны.» Эти фигурки были убраны в тот же день.
В апреле 2015 года Эндрю Тайдер и еще два скульптора рано утром установили бюст Эдварда Сноудена на верхушке одной из колонн в парке Форт Грин, в Бруклине. Бюст простоял всего один день… Я думаю, что Тайдеру не дает покоя слава автора знаменитого нью-йоркского быка, Артура ди Модико. Бык этот тоже был установлен тайно, однако его никто не убирал, и стоит он до сих пор.
А Оттернес продолжает работать. Он очень плодовит. Три года назад я была на его огромной выставке в соборе Иоанна Крестителя . Скульптору сейчас 67 лет и он полон сил и творческих планов.
Вот еще несколько скульптур из метро.







Восхитительная статья, основанная на огромно проведенной работе по изучению творчества скульптора, его потрясающе выполненных работ, причем из материала, ссорящегося, как бронза, но необыкновенно тяжеловесных, ( я как то на станции, где работала рядом, попыталась, а вдруг они сдвигаются) они пожизненные!
ОтветитьУдалитьБлагодарна за интереснейшее о городе, в котором я 30 лет прожила и столько же лет отработала в центре Манхеттена. А вот узнала очень интересное, только прочитав великолепнейшие посты Анны Шварцман, что и другим очень, очень советую прочитать!
Будет интересно! Спасибо!!!!