Оракул около Рокфеллер-центра. 2021 год. Временная инсталляция



Рокфеллер центр знаменит во всем мире. И чаще всего люди знают этот комплекс как место, где    зимой   ставится самая главная елка Америки. Каждый год елка украшается одинаково - никаких шаров и гирлянд, только лампочки, а наверху- хрустальная звезда. 

А вот те инсталляции , что каждый год ставятся там летом, друг на друга совсем не похожи. Каждой  весной  около Рокфеллер- центра устанавливают что-нибудь новенькое. Один раз там стояла огромная, высотой в три этажа, надувная балерина. В другой год там поставили на бок похожий на фасоль бассейн, который назывался ухо Ван Гога. В этом году то, что там стоит, носит гордое имя "Оракул". К огромной черной голове приделано тщедушное тельце, тоже черного цвета. И это странное, даже пугающее существо сидит на троне.



Автор этого оракула скульптор из Гарлема  Сандфорд Биггерс (Sanford Biggers) сказал, что он создал своего оракула как дополнение к трем имеющимся в Рокфеллер-центре скульптурам- барельефу   Зевса на здании,    золотому  Прометею   около  катка  и монументальному Атласу   на Пятой авеню.  



Биггерс сказал: «Когда  Raymond Hood проектировал  Рокфеллер-центр, он черпал вдохновение из древней истории,   мифологии, искусства.   Я  же  хотел в своей работе  дать  ссылки   и   на элементы африканской  истории , и на европейскую культуру».

Вот, например, на троне оракула есть изображение цветка лотоса, повторяющийся мотив в работе художника, где каждый лепесток на самом деле представляет собой поперечное сечение корабля рабов. 

Сидящее тело  у автора Оракула Биггерс скопировал, основательного переделав, с  памятника  Зевсу в древней Олимпии, а голова похожа на многочисленные африканские маски.  






Биггерс автор не только Оракула, но еще и флагов, окружающих ремонтирующийся сейчас каток. Как правило, на этих флагштоках висят флаги стран - членов ООН. А  несколько лет назад флаги стали частью временной инсталляции. Флаги стран снимают, и вешают другое. 

Все флаги, которые висят  сейчас,  совершенно одинаковы, на каждом  из них на голубоватом фоне нарисованы волнистые линии.  Это не просто линии, как пояснил Биггерс, это волны, которые являются символом  Middle Passage. Так называется   торговый путь, который соединял  Африку, Новый Свет и Европу. 



Этот торговый путь  начинался в Европе, где корабли загружали товарами, как правило, бренди, порохом и оружием,  и отправляли в Восточную Африку, где их обменивали на  рабов. Рабов увезли в Новый Свет и, в свою очередь,  обменивали на сахар, хлопок или ром,  которые затем отправили обратно в Европу.



Основными странами, участвующими в этой торговле, были Великобритания, Голландия, Португалия и Франция. В США попадало лишь около пяти процентов всех рабов, выживших в этом путешествии.



 В Бразилию- 45% и еще 45% оставалось на Карибских островах. В 1808 году Конгресс запретил работорговлю. Какое отношение этот торговый путь имеет  к Оракулу, я не  поняла. Но это и не важно. Зато тематика сейчас очень модная. 

Но на самом деле Биггерс вовсе не придумал эти волнистые линии. Автор ого рисунка  художница Mariko Garcia. Она назвала этот рисунок “Rough Waves”. А Биггерс попросту скопировал его на флаги. Зато вот толкование этих волн действительно его личное, и никакого отношения к  реальности замысла японской художницы не имеет.  Так что, с моей точки зрения, это чистой воды плагиат. 

https://www.behance.net/mariko_s_garcia


«Из-за всех этих мифологических отсылок, - сказал Биггерс, - то, что здесь установлена моя  работа, в которой много африканских элементов, для меня является как бы  завершение остальной части истории». Неужели он  имеет ввиду конец истории Соединенных Штатов?


Комментариев нет:

Отправить комментарий