Кусама. Выставка в Ботаническом саду



Сейчас, когда спал ажиотаж, и весеннее цветение давно  закончено, можно без больших толп спокойно посетить Нью-йоркский ботанический  сад и  посмотреть на работы японки  Yayoi Kusama.   Кусама- одна из самых дорогих художниц  современности.  Весной этого года ее 11 ранних работ были проданы за 15.2 миллиона долларов.  Она  и наверное  самая известная из современных, живущих сейчас  художниц. Бабушке сейчас 92 года, и она продолжает работать!  Потрясающе интересная женщина! 


 Она родилась и выросла в небольшом японском городке,  финансовое положение ее  родителей было весьма благополучным, чего нельзя сказать об отношениях в семье. Рисовать Кусама начала в 10 лет, и уже тогда у нее начались психологические  проблемы. У нее проявилось обсессивно-компульсивное расстройство (Obsessive-Compulsive Disorder.)   При таком заболевании у человека появляются  навязчивые мысли, которое могут привести к  необходимости выполнять какие-то определенные действия. Если эти действия не делать, то у человека возникает чувство тревожности. Как я понимаю, таким действием у Кусамы является рисование.    То есть она, чтобы чувствовать себя спокойно, должна все время рисовать. 



Однако  ее мать не одобряла  творчество  ребенка и разрывала   ее  рисунки и холсты. Она  считала, что основное предназначение женщины - это выйти замуж и быть хозяйкой дома. Надо понимать, детство Кусамы пришлось на   предвоенные годы - художница родилась в 1929 году. Кусама закончила школу искусств и ремёсел в Киото и в 1957 году,  окончательно поругавшись с родителями, уехала покорять Нью-Йорк.   

"В моем детстве были порой очень тяжелые, грустные моменты, которые искусство помогло мне залечить. Посредством искусства я смогла войти в нормальное общество, но до этого меня преследовали суицидальные мысли", - призналась Кусама   в интервью Wall Street Journal

Вообще про Кусаму писать очень легко- она сама с удовольствием дает интервью и рассказывает про свои работы. 

После  переезда в Нью-Йорк в творчестве Кусамы   появились  ее знаменитые горошки.  



"Как-то раз  я смотрела на красные цветочные узоры скатерти на столе, и когда я подняла глаза, я увидела тот же узор, покрывающий потолок, окна и стены, и, наконец, всю комнату, мое тело и всю вселенную...."

«У горошка форма солнца, а оно – символ энергии всего мира и нашей жизни, а ещё он выглядит как луна; она такая спокойная. Круглый, мягкий, яркий, бессмысленный и несведущий. Горошек начинает двигаться... точки горошка – это путь к бесконечности», – говорит Кусама. 

"Я покрывала полотно картины сетью из таких точек, затем продолжала рисовать их на столе, на полу и, наконец, у себя на теле. Процесс повторялся снова и снова, и сеть расширялась в бесконечность. Я забывала о себе по мере того, как она обволакивала меня, цепляясь к моим рукам и ногам, одежде и заполняя всю комнату"  

Именно тогда Кусама получает ласковое прозвище «Дотти» (от английского «dot» — точка).






 Кусама принимала участие в   перформансах еще тогда, когда такого слова  -перформанс   - у нас в обиходе  вообще и не существовало.   Она раскрашивала обнаженных людей (конечно же, в горошек) и выпускала  их на городские улицы.    Она создала в Нью-Йорке хэппенинг под названием «Гомосексуальный брак» за несколько десятков лет до легализации   этих браков. Художница организовала один из своих «голых» перформансов в саду скульптур MoMA, заявив, что в музее современного искусства нет ничего по-настоящему современного. В  1966 году она влезла на арку Бруклинского моста в знак протеста  против войны во Вьетнаме.



 С 1962 года Кусама создает мягкие скульптуры. Первой стала «Аккумуляция №1» – кресло, покрытое мягкими выпуклостями, несколько напоминающими... сами видите что. Художница так   прокомментировала эту работу: «Я одержимый художник, я боюсь всего, что вижу. Одно время я боялась и всего, что делала. Кресло, густо покрытое фаллосами, было моей психосоматической работой, выполненной, когда я испытывала страх перед сексуальностью».



В 1959 году  в Нью-Йорке  Кусама нарисовала первую работу из серии "Невидимые сети" . Сейчас она хранится в Нью-Йорке, в Музее Современного Искусства ( МОМА).. А тогда она и еще несколько были выставлены в галерее Brata Gallery (10th Street), East Village. Это была ее первая персональная выставка в Нью-Йорке.   В 1963 году появилась первая инсталляция Кусама, в которой она использовала зеркала для создания эффекта бесконечного пространства.   В 2019 году в галерее David Zwirner Gallery в Челси,  очередь, чтобы войти в бесконечную зеркальную комнату превышала четыре часа. Я тогда стоять не стала  а сейчас жалею....

 Спустя 20 лет после отъезда в Штаты Кусама вернулась в Японию и по собственному желанию легла в психиатрическую клинику, где  живет по сей день, работая в студии напротив.  В 2017 году в Токио открылся персональный музей Кусамы. Экспозиция расположена в     специально построенном здании, и попасть туда можно только по записи.   Музей этот находится неподалеку  от мастерской художницы.  



Выставки Кусамы имели огромный успех в Центре Помпиду, MoMA и других известных музеях. В 2015 году  в Москве  была  выставка художницы «Яёй Кусама: теория бесконечности» в музее современного искусства "Гараж". Там было две инсталляции  «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас» (2013) и «Указатель в бесконечное пространство» (2015). И там еще демонстрировался  фильм  Кусамы  «Прогулка» (1966), в котором   художница, одетая в   японское кимоно, с зонтиком в руках ходит по улицам Нью-Йорка.

 Выставка в Нью-Йорке в ботаническом саду из-за эпидемии задержалась на целый год.   А когда открылась, то пользовалась оглушительным успехом - засидевшиеся дома жители Нью-Йорка истосковались по выставкам. 

  Выставка открыта  до 31 октября. Однако   на Infinity Mirrored Room  пока  можно посмотреть только снаружи. Эта  комната откроется только 3 августа. Билеты на выставку достаточно дорогие - 35 долларов.  Однако  посмотреть на ту часть работ, что находится на улице, для жителей Нью-Йорка можно по средам вообще бесплатно!  

Эти фотографии я сделала весной в Ботаническом саду.






 

1 комментарий: