Siena: The Rise of Painting, 1300–1350 . Выставка в Метрополитен-музее



Весь холодный январь ( ну почти весь)  будет в Метрополитен-музее  проходить выставка "Siena: The Rise of Painting, 1300–1350. 

  Город Сиена находится в Италии, в Тоскане.   Сиена известна своим историческим центром, который входит в список мирового наследия ЮНЕСКО. Здания  здесь отлично сохранились и, в отличие от других городов, они практически не разбавлены новой застройкой. 


 Сиенскую  школу  живописи отличало особое, присущее только ей смешение византийских, готических и ренессансных элементов .  Распространение византийской манеры было связано с общим мнением, что византийские иконы более достоверно передают лики Христа и прочих евангельских персонажей.  Однако сиенские художники  трансформировали   византийскую живопись в соответствии со своими представлениями и вкусами.





 Живопись этого времени достаточно долго  была сильно недооценена.   Вполне возможно это было связано  с точной зрения Джорджо Вазари, мнение которого о византийской живописи, стоявшей у истоков сиенской школы, носило негативный характер. Джорджо Вазари - автор знаменитой книги  "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".   




 Напечатана эта книга была в 1550 году, там   рассказано про 178 художников.   Именно Вазари первый стал использовать  термин "Возрождение" ("Rinascita"). Вазари был патриотом Флоренции и включил в книгу биографии всех известных флорентийских мастеров а также  биографии второстепенных и малоизвестных мастеров. На венецианское искусство  и особенно на искусство Сиены он смотрел весьма снисходительно. 

 Сиена постоянно конкурировала с Флоренцией за гегемонию в Тоскане, а сиенские художники конкурировали с флорентийскими. 

Сегодня считается устоявшейся точка зрения, что в XIII—XIV веках сиенская школа шла впереди флорентийской, и только в XV—XVI веках уступила ей пальму первенства.





На выставке в Метрополитен-музее  представлено  около 90 произведений из американских и европейских коллекций, в том числе работы XIV века из собрания музея, приобретённые в последние несколько десятилетий. В их числе купленная в 2004 году за рекордную для музея сумму картина Дуччо «Мадонна с младенцем».



Как это обычно бывает с очень старинными  картинами,    не известно , где эта работа  находились долгое время после ее создания.   Первым известным владельцем картины был русский граф Григорий Строганов, который сказал, что купил ее в какой-то лавке.    Граф владел одним из дворцов в Риме, где эта работа и висела аж до 1910 года, без имени автора… После смерти Строганова  мадонна была в коллекции   бельгийского мецената   Адольфа Стокле  (Adolphe Stoclet) и поэтому называлась «Мадонна Стокле». После его смерти работа эта перешла к его наследникам.  В 2004 году эту картину купил Метрополитен-музей, заплатив за картину размером в лист бумаги  для принтера  очень немалую сумму  в  45 миллионов долларов. Именно Метрополитен-музей установил авторство этой работы…






На этой выставке , помимо живописи, есть  и  позолоченное стекло, и   рукописи, мадонны из слоновой кости,    и шелка и небольшие гобелены, и изделия из серебра. Сама выставка отлично оформлена . В нескольких залах c с  темными   стенами  стоят высокие  емные, почти чёрные  колонны, которые разбивают это пространности  не небольшие участки и создают ощущение, что ты находишься внутри какого-то храма.  В залах выставки достаточно темно, и  свет концентрируется только на выставленных объектах.   

После Нью-Йорка выставка поедет в Лондон. Так что, если вы  не надумали посещать Лондон в марте, когда эта выставка там откроется, советую ее посмотреть в Нью-Йорке в  январе- она 26 января закрывается! 


1 комментарий: