"Untitled (drone)" в парке High Line

 


Есть такое  место под названием  Plinth в знаменитом ньюйоркском парке  High Line,  который был построен на месте бывшей железной дороги, проходившей на уровне второго этажа. Находится Plinth в самой северной части парка   и представляет собою небольшую площадь, посередине которой строит бетонный постамент.  

Прообразом для этого постамента послужил Fourth plinth   в Лондоне,  на Trafalgar Square.   На двух южных постаментах  на площади  стоят   статуи английских генералов Henry Havelock и Sir Charles James Napier. Северные постаменты немного побольше, и на одном из них стоит конная статуя того самого  короля George IV, который правил Англией во время американской войны за независимость.  А на четвертую статую денег не хватило, и долгое время постамент стоял пустой. 

Начиная с 2005 года этот постамент в Лондоне  стал использоваться для временных инсталляций. Сейчас там  стоит огромный рожок с взбитыми сливками, сверху- вишенка с  мухой, и небольшой дрон, который периодически взлетает, снимает всех прохожих и транслирует эти кадры на стоящие неподалеку экраны. Называется все это сооружение The End.



Так вот, по образу и подобию этого постамента в Лондоне и сделан у нас в Нью-Йорке Plinth. И сейчас там, как и в Лондоне, стоит дрон. Только в Лондоне маленький и  работающий. А у нас в Нью-Йорке большой и не летающий. Зато он поставлен не просто так, а, как практически все инсталляции сейчас у нас в Нью-Йорке, а с политической подоплекой. 

 Называется этот дрон  "Untitled (drone)". Размах его крыльев больше 10 метров, и это модель  радиоуправляемого самолета который называется Predator  ("Хищник")  «Хищник» был  разработан  по  требованию Министерства обороны  как  для поставки разведывательных  данных, так и  возможности  нанесения ударов. Эта модернистская скульптура,  естественно,  не  имеет  дистанционного  управления, камер, и оружия как у настоящего самолета.  Зато размах крыльев у него точно такой же. 



Американские военные начали использовать беспилотники Predator в 1995 году. В последующие десятилетия такие дроны  применялись для разведки и нанесения авиаударов в Афганистане, Ираке, Ливии, Пакистане, Сирии, Сомали, Йемене и других странах.

 Автор инсталляции в Highline  Sam Durant  в основном делает свои работы с политическим подтекстом, таким как геноцид коренных американцев, движение за гражданские права или история протестов. Вот, например, в 2012 году он сделал некое, достаточно большое  сооружение, состоящее из деревянных балок  и металлических сеток и назвал его Scaffold. Вот что сам автор говорил про это творение: "Хотя некоторые могут увидеть в нем  сходство с   игровой площадкой   1970-х годов, скульптура на самом деле состоит из комбинации реконструированных эшафотов (или Scaffold, как их когда-то называли), которые использовались для казней на протяжении всей истории США. Основу составляют элементы шести виселиц, которые символизируют шесть казней"  В том числе и казнь Саддама Хусейна... 



Сначала эта штука была выставлена в Европе, а потом обосновалась в Миннеаполисе, но не надолго - ее убрали. Между прочим, протестовали индейские племена, так как в описании этой работы упоминалась   самая крупная массовая казнь в стране, в результате которой в 1862 году погибли 38 индейцев  племени Дакота, которые проживали тогда   в штате Миннесота. Индейцы посчитали это насмешкой. "Это вовсе не искусство для нас" - сказала одна из  протестующих.

Автор очень возмущался:  " ... нам нужно прежде всего признать геноцид коренных американцев и то, что наша страна построена на рабстве. Наше богатство основано на рабстве." В общем, был скандал местного значения. 

 И вот теперь скульптура  Сэма Дуранта "Untitled (drone)"  будет стоять у нас в городе. 




Вот что автор сказал об  инсталляции:  " Мы можем сказать, что справедливой войны никогда не было. Возможно, люди не знают о дронах и о том, насколько они распространены в других частях света.  Эта инсталляция призвана напомнить     об использовании дронов для  разведки и целенаправленных убийств  в  отдаленных местах, а также о том, согласны ли мы как общество  с такими методами." 

Ну скажите, причем тут искусство?



Комментариев нет:

Отправить комментарий